Интернет-агентство Tatsel.ru
Интернет-проекты: дизайн, программирование, продвижение
Разработка дизайна интернет-проектов
Думаем, работаем, творим
Создание сайтов Продвижение сайтов Базы данных Каталог сайтов
Главная О проекте История Консультации Контакты     

Дело Tatsel
Разработка сайтовПродвижение сайтовБазы данныхФинансовый анализАттестация персоналаДизайн сайтовАнимацияПолиграфияCD-презентацииЗаметки на поляхЧто ищут в интернете о детских песняхКлючи удачи в интернет-рекламе или странности сеоКопирайтер, с которым приятно иметь делоДесять лучших приемов для демотивации вебмастераИстория про домен и украденный дизайнЗаметки об одной презентации

Копирайтер, с которым приятно иметь дело

Копирайт - оригинальный авторский текст, а также работа по написанию своей статьи или контента.
Рерайт - переписанный текст, а также работа по переписыванию своими словами чужой статьи.

Копирайтинг, то есть написание авторских статей на заказ, с моей точки зрения - простое и неплохо оплачиваемое дело.
Я часто пишу сама. При необходимости статью на заданную тему, не требующую изучения специальной литературы и вникания в предмет с нуля, тысяч на пять символов я напишу за полчаса-час - чуть медленнее, чем просто набрать текст.
Увы, сложно написать десять оригинальных хороших статей об одном и том же. (В общем, конечно, можно - только качество текста постадает, да и мозги свои жалко). Поэтому периодически я начинаю... поиски копирайтера.

Опыт сотрудничества с разными авторами выработал у меня нечто вроде рекомендаций копирайтерам по нескольким важным вопросам. Возможно, кто-то из копирайтеров возьмет на заметку мои рекомендации. Возможно, кому-то из заказчиков текстов пригодятся мои наработки.

1. Грамотность

Я - потомственный русский энтелегент...

Есть всесильный могучий Ворд с его проверкой орфографии, грамматики и даже стилистики. Последнее менее интересно, потому что приводит к однообразию текстов и снижению яркости авторского стиля, но в том, что касается простых ошибок, опечаток и псевдосложностей вроде "тся" и "ться" Ворд справляется с поиском ошибок более, чем хорошо. Тем не менее, регулярно мне пытаются продавать тексты с грубыми ошибками, опечатками и т.п. Мне не понять, как такое присылают люди, анонсирующие себя профессиональными журналистами. Остается одно - мысленно сказать "Хреновый из вас журналист, товарищ копирайтер". И - однозначно отказать.

2. Компетентность

Я на Юпитер не летал, но точно знаю, что там не бывает осени...

Компетентность автора требуется в ряде тем и направлений. Не надо пытаться писать о том, чего вы не знаете или чего совсем не понимаете. И если в женской и детской темах (косметика, красота, ругань с мужем, выбор памперсов и т.п.) обычного житейского опыта хватает для клепания сколь-либо вменяемого текста, увы, создать разумную статью о системе рекуперации паров углеводорода только потому, что вам очень сильно захотелось ее создать (очень нужны деньги) не получится, как бы часто вы не повторяли слово рекуперация.

3. Тематика

У попа была собака, у собаки в шерсти сидела блоха. Так вот о блохе...

Самая распространенная ошибка авторов - увод темы в сторону. Речь о детском интерьере, а текст присылают о выборе занавесок, заказана статья о керамической плитке, рассказывают о том, что такое ванная комната и зачем она нужна. Не подменяйте тему статьи досужими рассуждениями на близкие, но все же другие темы. Раскрытие темы важно для удержание интереса посетителя. Он за этой темой пришел, за "собакой". Обман пользователя рассказом "о блохе" - дурной тон, поэтому такие статьи я обычно не беру. Одно из типичных возражений авторов, что статьи, дескать, никто не читает, а покупают их только для продвижения сайта в поисковиках за счет накопления контента. Может, и странно, но факт - миллионы людей читают статьи в интернете. И покупаю я авторские, а не синонимайзерные статьи - чтобы их читали. Так что, дорогие авторы, придерживайтесь темы.

4. Сроки

Я только блокнот открыл, а уже вчера...

В большинстве случаев я готова работать с авторами по принципу "ну как напишете". Прежде всего, задавать жесткие сроки я не люблю, потому что знаю по себе, что нет ничего хуже, чем усилием воли выдавливать слова. Но, увы, крайне мало встречается людей, способных не "замылить" задание в условиях легкой необязательности. Бессрочность - почти всегда равна невыполнению заказа. Поэтому обычно я задаю неделю. Это более, чем достаточно для написания 1-3 статей. Не успеваете - напишите, что не успеваете, в большинстве моих проектов спешка не важна. Потому что хуже всего - игра в молчанку. Вы молчите, я молчу, все забыли про то, о чем договорились. Все, двери закрылись, поезд уехал. Бегать за авторами с выяснениями, где вы и будет ли выполнена моя работа, мне некогда. Поэтому обычно резкое неоговоренное нарушение сроков приводит к тому, что с этим автором я работать больше не буду.

5. Оригинальность мыслей и стиля

Я вспомнил прекрасный миг, около меня возникла она...

Многие авторы убеждены, что все гениальное уже написано до нас. Я думаю, еще тонны гениальностей не только не написаны, еще даже бабушки будущих гениев не родились.

Часто спорный вопрос в отношениях с авторами - это весьма тонкая грань между копирайтом и рерайтом. У меня было достаточно случаев, когда по одной из "моих" тематик мне присылали как чисто авторские слегка переписанные мои же статьи. Да, я знаю, что проще всего начать писать статью - это почитать, что уже написали другие. Но если вам заказали авторский текст, будьте все-таки автором, а не переписчиком.

Копирайт предполагает некий уникальный текст. И оригинальные авторские мысли. (Не, я все понимаю, но так уж я устроена - оптимистка по жизни, а вдруг?) Не надо пытаться заработать на пару баксов больше, выдавая рерайт за копирайт. Да, подчас творческое переосмысление текста оказывается даже лучше оригинала, но это именно творческое переосмысление, а не подмена слов на синонимы и не перестановка слов в предложении (С этим, вообще говоря, роботы-синонимайзеры лучше, быстрее и дешевле на порядки справляются).

И в хорошем копирайтинге есть один большой плюс. Тренировки в области литературного творчества - все равно что спортивные занятия, они учат, развивают, заставляют поддерживать хорошую форму. Чем больше пишешь, тем лучше это делаешь. (Да-да, я в курсе, что не всегда и не для всех, но все же на примере своих постоянных авторов я это вижу.)

6. Финансовые вопросы

Я отправил вам все еще вчера вечером, а сегодня утром вы мне еще не заплатили...

Я стараюсь оплачивать все сразу. Как только я прочитала статью, я заплатила. Это удобно, ничего не надо откладывать, рискуя забыть или перепутать. Но все мы люди. Так уж жизнь устроена, что иногда я могу прочитать сообщение не утром, а вечером, не в тот же день, а в течение суток или даже двух. Иногда бывают задержки, связанные с какими-то трансферами, на которые я рассчитывала, но которые не поступили. Поверьте, я стараюсь решать финансовые вопросы максимально быстро. Мне просто незачем погрязать еще и в таких проблемах.

Я написал 5027 символов, а вы оплатили мне только 5000...

Честно? Я лучше переплачу, чем вот в такие разборки влезать. Не крохоборствуйте, несколько лишних слов вам (и мне) погоды не сделают. Я знакома с логикой, что "свое надо отстаивать до последнего", но (имхо) это не тот случай, когда нужно тратить силы. Переписка с отстаиванием своих 27 символов - это еще пара тысяч символов, время на их набор и придумывание. Эту энергию в мирных целях - глядишь и еще статейку продать можно было бы. Я ценю щепетильность авторов, заранее предупреждающих, что "выпали" из оговоренного размера - потому что тема увлекла или изначально установленный лимит не позволил раскрыть какие-то важные стороны темы. Обычно я готова оплатить увеличение статьи. Но не торговаться из-за трех копеек.

Заплатите мне на ту самую деревню дедушке, что и в прошлом году...

Присылая мне текст, пишите сразу, в этом же письме, кошельки и общую сумму оплаты. Даже если мы год общаемся, даже если сумма была оговорена, пожалуйста, цените мое (и свое) время. Туда-сюда по эн писем с вопросами - ответами, сутки на то, что можно было сразу решить. Если мне статья не понравится, я об этом напишу. Если понравится, я сразу переведу деньги, вот и все. Еще один нюанс - иногда у меня есть wmr, иногда wmz - выставляйте счета сразу в обеих валютах с конечными суммами платежа.

7. Разумность

Я все еще жду от вас развернутого отзыва в моей теме...

Особо нежные дамы, школьники, студенты и начинающие авторы, все те, кто требует от меня писем-поощрений, каких-то рецензий, восхищенных отзывов, рекомендаций на каких-либо фрилансерских или сеошных ресурсах, подробного разбора полетов и т.п. - вы свободны. Учится - это в Литинститут. Мое время дорого стоит, учитель из меня хреновый, писать статьи о вас или рецензии (даже за деньги) мне не интересно.

Я отправлю вам скан текста, вы его прочитаете, заплатите половину (5 wmz), потом я пришлю вам часть текста, потом вы еще заплатите...

Мнительных авторов, видящих в каждом потенциальном покупателе текста прежде всего потенциального кидалу, увы, достаточно много. Полагаю, уровень недобросовестности заказчиков (равно как и исполнителей) в инете достаточно высок, что и способствует распространению фобии неплатежей. Я все понимаю, но с мудрыми и осторожными авторами стараюсь не работать. По трем причинам.

Во-первых, изначальное предубеждение и недоверие для работы плохо. Мне нет необходимости красть чьи-либо хоть гениальные, хоть убогие тексты. Возможно, некоторая легкость собственного литературного творчества субъективно занижает мое восприятие ценности чужого копирайтерского труда. Но, имхо, проще потерять пять баксов, чем разводить все эти тупые переписки и шифрования.

Во-вторых, обычно покупка статьи происходит в четыре шага: заявка автору - подтверждение от автора - текст от автора - сведения о произведенной оплате. Два письма/сообщения от меня, два от автора. Все. Любые выкрутасы со сканами, с предоплатами по пять копеек, с повторными получениями статей и т.п. - это резкое увеличение затрат времени на то, что можно сделать быстро и просто.

В-третьих, чисто эмпирически за несколько лет работы я сделала парадоксальный вывод: чем больше копирайтер стремится к защите своего труда, тем хреновее он пишет. Блестящие, легкие на подъем, хорошо читаемые авторы подчас готовы прислать 100к текстов без предоплаты и без каких-либо гарантий. Но если человек долго и придирчиво требует строгих финансовых обязательств, все, что он напишет, окажется скучным, нудным, вымученым и неинтересным. Обобщение, естественно, довольно смелое, но это мой практический опыт.

Вы отвергли мою статью, потому что не хотите платить, а сами ее наверняка где-нибудь опубликуете...

Нет. Я не публикую то, от чего отказалась. Для отказа присланная статья должна быть настолько галиматьей, что публиковать ее нет никакого смысла. Мнение, что я на вашей уворованной нетленке озолочусь, можете смело высказать дежурному психиатру любого подходящего по профилю медучреждения.


Волшебный мир слов заслуживает лучшего, чем бесконечное изнашивание фраз, предложений, афоризмов. Может быть. Если только мы действительно их изнашиваем. Блестящий философский афоризм средневековья становится остротой в эпоху Ренессанса, эпиграфом к поэме Серебряного века, заголовком публицистической статьи в новейшем времени. Фразы обретают собственную силу и власть, собственную магию, с помощью которой они управляют нами и миром.

Поэтому ищу талантливых и разумных авторов. Ау, копирайтеры, где вы?

Т.Селянинова, 2010

версия для печати

Следующая страница: Десять лучших приемов для демотивации вебмастера

    • Начало   • Деятельность   • Заметки о работе   • Копирайтер, с которым приятно иметь дело  

Детские песни Флора в доме Здоровье Сказки ведьмы Плоский мир
    © Tatsel.ru, 2000-20020. Интернет-проекты: дизайн, программирование, сео. о проекте   карта сайта   контакты